 |


Умная мысль:

|


САМЫЕ НОВЫЕ







 |
 |
 |
 |
 |

 |
 |
 |


> | Св. Валентин всё ближе. Ещё одна любовь. Мастер и его Галатея.
|
Св. Валентин всё ближе. Ещё одна любовь. Мастер и его Галатея.
\"И протискавшись в мир из-за дисков
Наобум размещенных светил.
За дрожащую руку артистку
На дебют роковой выводил\".
Пастернак. \"Мейерхольдам\"
Господа, вы любите театр? У вас замирает сердце, когда вы смотрите на его подмостках такую нереальную и трагическую любовь? Я вас уверяю, господа, что в жизни все-таки бывает трагичнее, выше… Вы ведь не будете спорить, что драматурги не могли придумать ничего другого, чем то, что уже было, есть или будет…
Итак, господа, за окном у нас февраль. Именно в феврале, 9 числа в семье винозаводчика Майергольда родился мальчик, получивший от родителей-лютеран имя Карл Теодор Казимир. В 1895 году он переходит в православную веру и согласно Святцам получает имя Всеволод.
В феврале 1892 года 18-летний Мейерхольд записывает в дневнике, после своей первой роли в любительском спектакле \"Горе от ума\": \"У меня есть дарование, я знаю, что мог бы быть хорошим актером\".
В феврале 1917 на сцене Императорского Александринского театра в Петрограде состоялась премьера \"Маскарада\" в постановке Мейерхольда. Драматическая панихида по уходящей России… Мейерхольд сменил фрак белые перчатки и плащ на обмотки и буденовку. Переоценка ценностей, полная и безоговорочная, политизация театра. Гении, господа, тоже ошибаются.
20 февраля 1940 года его расстреляли.
Он всегда считал февраль мистическим месяцем. Но с Ней он познакомился осенью.
Кто был тогда Мейерхольд? Пророк \"театральной Мекки\" - Москвы. Масштаб славы Мейерхольда был огромен - его псевдоним - Доктор Дапертутто - был известен всем. Театр имени Мейерхольда - \"самый удивительный, неповторимый, невозможный, единственный на свете\", его название постоянно не сходило с афиш, звучало на диспутах в Доме печати, в рабфаковских и вузовских общежитиях. Из газет: \"Вперед 20 лет шагай, Мейерхольд, ты - железобетонный атлет - Эдисон триллионов вольт!\" Студенты скандировали на спектаклях: \"Левым шагаем маршем всегда вперед, вперед! Мейерхольд, Мейерхольд наш товарищ! Товарищ Мейерхольд!\"
Вы спросите: \"А что это были за спектакли?\" Удивительные спектакли, господа, свечи и бокалы с вином контрастировали с модернистскими конструкциями: \"лесенки, мостики, движущиеся круги, оголенная, без занавеса сцена - все это заставляло цепенеть от восторга и предвкушения чего-то необычайного… Театральную юность того поколения это волновало так же, как их отцов - воспетый мемуаристами сладковатый запах газовых лампочек в старом Малом театре\". Мейерхольду, господа, шел сорок девятый год, и вы понимаете, чем был вызван неистовый всплеск его творчества. Маэстро влюбился, как в первый раз, потерял, как мальчишка, голову. В его жизни царила Она - примадонна, жена, любимая ученица и любимая женщина.
Зинаида Николаевна Райх была моложе Мейерхольда на целых двадцать лет, и о карьере актрисы она в молодости не мечтала… Была профессия - журналистка, был муж - Сергей Александрович Есенин. Было двое детей. Господа, очень тяжело отделять человека от его творчества, но Зинаида Николаевна была несомненно умной женщиной - она никогда не смешивала Есенина - кошмар ее семейной жизни и Есенина-поэта. \"Самое главное, самое страшное в моей жизни - Есенин\". Но дочь Татьяну и сына Константина воспитала в культе памяти их отца. Ее однажды не без иронии спросил один журналист: \"Вы что же, считаете его вторым Пушкиным?\" \"Нет, - ответила она, - я считаю его Есениным\".
С Есениным они расстались, надо было как-то жить дальше. А почему как-то? Осенью 1921 года она стала студенткой Государственных экспериментальных мастерских, которыми руководил недосягаемый и знаменитейший Мейерхольд. Она как бы начала оттаивать и приходить в себя после кошмарного сна. Режиссер в то время как раз расстался со своей первой женой - Ольгой Мунт.
Райх была красивая женщина и актриса яркого дарования. Но это был еще не отшлифованный алмаз - Мастер-Пигмалион огранил его и сделал бриллиант. \"Сколько я ни повидал на своем веку обожаний, но в любви Мейерхольда и Райх было что-то непостижимое. Неистовое. Немыслимое. Беззащитно и гневно-ревнивое… Нечто беспамятное. Любовь, о которой пишут, но с которой редко столкнешься в жизни. Редчайшая… Пигмалион и Галатея - вот как я определил суть. Из женщины умной, но никак не актрисы Мастер силой своей любви иссек первоклассного художника сцены\". (Евгений Габрилович)
И была тесная четырехкомнатная квартирка в кооперативном доме архитектора Рерберга в Брюсовском переулке, 12. И были одиннадцать лет бедной, но такой яркой и интересной жизни. На ужины к Мейерхольдам любили приходить Андрей Белый, Борис Пастернак, Николай Эрдман, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Сергей Эйзенштейн, Петр Кончаловский, Михаил Тухачевский… Хозяин квартиры объяснял такое разнообразие гостей так: \"Я не люблю людей хороших, я люблю людей талантливых!..\"
Эта пара изумительно друг друга дополняла. Театр: грозный, требовательный Мейерхольд, после репетиции возбужденная Райх переступала порог своего дома и кричала \"Мейерхольд - бог!\" и радостно домашним: \"А как он на меня сегодня орал!\" (разумеется, на репетиции).
Дома они менялись ролями. Смешливый, добрый, мягкий и уступчивый Мейерхольд уступал роль главы семейства жене и \"бог\" покорно выслушивал бытовые упреки: \"Всеволод, тысячу раз тебе говорила…\"
Все знакомые вспоминают как будто двух Мейерхольдов: недосягаемого, который вызывал трепет и восторг, второй был прост, обаятелен, он был беззащитен и его было горько и мучительно жалко.
Да, он был очень сложным человеком - бешеный, неравнодушный, высокомерный, с необузданным воображением, бунтарь и мужественный человек. Как вы думаете, могли ли ему это простить?
Еще не легла на театр тень, Райх играет в \"Даме с камелиями\". В спектакле все - от причесок до туфелек воспроизводит французский быт 19 века, Мейерхольды только что вернулись из Парижа. Газеты писали о \"духовной, мелодичной силе, излучающей со сцены особый свет, истинный трепет души\". Аншлаг следовал за аншлагом - радостная и счастливая Райх перевоплощалась в несчастную Маргариту Готье. Готовились другие спектакли. Но - господа, вы же знаете, что жизнь - полосатая, взамен лучезарной полосы наступила беспросветно черная. Она отыграла свой последний спектакль вдохновенно: больная, измученная. Она умирала в роли на сцене, потом пришла домой и спустя некоторое время, 14 июля 1939 года, умерла уже в своей квартире.
А театр к тому времени был уже закрыт. Мейерхольд, подтянутый и элегантный, сидел за кулисами на каком-то бутафорском ящике и пытался острить, чтобы поддержать актеров. И самого себя.
У него не стало Его Женщины, у него забрали Его Театр, у него скоро отберут Его Свободу и будут долго и мучительно, в подвалах Лубянки - отбирать Его Волю и Его Человеческое Достоинство.
Господа, почему им не дали доиграть Этот Спектакль до конца?
КМ
Высказаться-поспорить-добавить свою историю
|
|
 |
 |
|
 |