 |


Умная мысль:

|


САМЫЕ НОВЫЕ







 |
 |
 |
 |
 |

 |
 |
 |


> | Марк Шагал, провинция, сверхнатурализм.
|
Марк Шагал, провинция, сверхнатурализм.
Не знаю, как вы - а я убежденная провинциалка. Я без зависти смотрю на огни больших городов, их грохот, суету и снобизм. Да - там бьет ключом жизнь, и о моде на все знают еще до ее рождения. Там, отягчены причастностью к сегодняшнему дню, - бегут в гуще событий аборигены в десятом колене и вчерашние Фроси Бурлаковы. И меня туда иногда заносило.
Но провинция - это серьезно. Там остаются корни. Отуда берутся силы и идеи. Для картин и театральных декораций. Для графики и настенной росписи. Для иллюстраций и скульптуры. Для майолик и гобеленов. Влияние русской иконографии - как свет от образов, что выносили за ворота русские соседи во время еврейских пгромов - и прятали у себя многочисленное семейство мелкого торговца Хацкеля Шагала. Флюиды сумасшедшего гения - Врубеля - а где вы видели нормальных гениев в России? Веселый-разноцветный китч вывеск над витебскими лавками - примитивистские шедевры безымянных авторов. Кубизм и орфизм - влияние парижских художников-друзей - отблески икон, врубелевских мазков, и сочность вывесок благодаря этому влиянию геометрически деформировалось. Или объемно огранялось?
И получались волшебные вещи - то ли простые события из жизни городка приобретали сакральный смысл и высокое наполнение, то ли библейские сюжеты были проникнуты местечковым уютом и мааааааленьким тихим счастьем большого и шумного еврейского семейства.
Аполлинер назвал это искусство сверхнатурализмом. Мне нравится Шагал - я пытаюсь уловить, где на его картинах начинается будущее и заканчивается прошлое, где самый заурядный провинциальный быт перерастает в фантасмогорическую ирреальность, где банальность повседневности поворачивается к вам лицом и оказывается, что она - мистика. Его картины похожи на цветные сны.
Я не буду скучно и нудно перечислять, где Марк Шагал учился, женился, работал и выставлялся. Я просто скажу, что мы не дооцениваем нашу провинцию. Всеми признано, что предтечей западного сюрреализма и экспрессионизма - изобразительного гимна 20 века - был старший из десяти детей витебского лавочника - русский еврей Марк Захарыч Шагал. Другое дело, что провинция наша подобна невысокому парничку - там таланты только начинают расти - а развиваться им стеклянная крыша ограниченности не дает.
Шагал жил в Петербурге, учился у самого Бакста, жил в Москве, служил по военному ведомству, воспитывал беспризорников в колонии, оформлял пьесы Шолома-Алейхема, дружил с Михоэлсом, был \"уполномоченным по искусству Витебской губернии\", организовал Народное художественное училище, ругался с Кандинским, уехал в Берлин, нашел там кучу последователей, два раза был счастливо женат, сотрудничал с \"Миром искусства\", жил в Париже, дружил с Аполлинером, Элюаром, Пикассо, Матиссом, иллюстрировал \"Мертвые души\", басни Лафонтена, жил почти во всех провинциях Франции, путешествовал по Палестине и Сирии. Всю жизнь пытался проиллюстрировать Библию (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала).
В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Была Америка, и апокалиптическая страница в творчестве. Потом было снова возвращение в Париж. Гран при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции. И это только открывало ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, который завершает высшая награда Франции - Орден почетного Легиона. Даже консервативный из консервативнейших музеев мира - Лувр, нарушил свои традиции и устроил в честь здравствующего художника его персональную выставку.
Ничего не забыла? Конечно, забыла: путешествеия по Греции и Италии, еще иллюстрации, еще полотна, еще керамика, еще скульптуры. Мозаики Шагала украшают здание парламента в Иерусалиме, его витражи можно увидеть в старинных католических костелах, лютеранских храмах, синагогах и общественных зданиях Европы и Америки. Прижились там, как \"родные\". Художник - это ведь вне времени и рамок вероисповедания.
Шагалом расписаны плафон в парижской Гранд-Опера и стены в нью-йоркской Метрополитен-опере.
Третий день хочу в Париж. А потом начну хотеть в Ниццу. Потому что там есть замечательное место - музей \"Библейского послания\", но на карте его чаще обозначают просто - храм Шагала.
КМ
|
|
 |
 |
|
 |