rikt.ru       

Сегодня , 127 день года.     
Температура на улицах Междуреченска °С     
Добрая весточка — это знак того, что Вы любите тех, кого любите.
Знак того, что Вы помните тех, кого невозможно забыть…


Умная мысль:


КАЛЕНДАРЬ

СЕГОДНЯ:
еGдневник. Здравствуйте, Зигмунд Иванович Фрейд. Ах, не Иванович? Ну, извините.
Сегодня Георгий. Разобратьбся бы в них, в Гошах...То морозит, то не морозит. На до ел :-)
Афоризмы от Зигмунда Иваныча Фрейда. Ну...Для умных:-)
Праздник. Сегодня, дорогие люди, мы отмечаем Антигуанский День Труда.

ЗАВТРА:
еGдневник. День всяких великих людей... Любите ли вы Брамса?
Сегодня Праздник. День Взятия Себя В Руки.

САМЫЕ НОВЫЕ

Самые новые










Wide Stripe

ДомойАдминистрация сервера
Очень важно — любить и помнить.
Очень важно — успеть сказать, что любите и помните.
Да, лучше поздно, чем никогда.
Но — лучше раньше, чем позже.
И — лучше сейчас, чем когда-нибудь потом.
И тогда очень скоро на вашем e-mail тоже появится добрая весточка — от друзей, родных и любимых…



3 марта ОТКРЫТКИ

>  еGдневник. Кармен, \"Двенадцать\" и новый царь.
>  Сентиментальная прогулка.
>  Новая старая история любви. Продолжение.
>  Самое загадочное и противоречивое из всех произведений о революции, пожалуй...


Новая старая история любви. Продолжение.

На следующий после первой встречи день все отправились кататься на лыжах, потом в театр, была биллиардная, где она страстно \"болела\" за своего нового друга - и так изо дня в день, из вечера в вечер. Сумасшествие какое-то! Пока Елена Сергеевна не взмолилась: она устала, ей нужно отдохнуть, пусть сегодня он не звонит. Булгаков пообещал. В девять вечера дисциплинированная мать семейства легла спать, а в три часа ночи зазвонил телефон, и голос, который она мгновенно узнала бы среди тысячи других скомандовал: \"Оденьтесь и выйдите на крыльцо\". Oна так и сделала. И началось колдовство. Ярко светила луна, белый в ее свете Булгаков стоял у крыльца. Он ничего не говорил и только прикладывал палец к губам. И привел ее на Патриаршие, к той самой скамейке. \"Они увидели его в первый раз\", - и дальше, шепотом, из романа... А потом они поднялись на третий этаж стоящего поблизости дома, позвонили. дверь открыл \"роскошный старик высоченного роста, красивый, с бородищей, в белой поддевке и высоких сапогах\". У горящего камина их ждал богатый и изысканный стол. Сидели до утра. На прощание \"живописный\" старик попросил позволения поцеловать даму в щечку, она разрешила. И он завороженно прошептал: \"Ведьма! Ведьма! Приколдовала!\" Елена Сергеевна так никогда не узнала, что это была за квартира и кто был тот старик, что делил с ними ночную трапезу. Булгаков потом отшучивался, что-де все ей это приснилось.

А сам позже признается, что именно в эту ночь в его голове роман осветился по-новому: в нем появились Мастер и Маргарита.

А пока роман еще не дописан, а прототип Маргариты - чужая жена. И оба прекрасно помнят, что со дня на день из командировки вернется законный муж. И вернулся. Но встречи, господа, продолжались. \"И скоро, скоро стала эта женщина моею тайной женой\".

Да и писатель ведь, господа, женат был. Но в романе герой и имении ее вспомнить не в состоянии: то ли Манечка, то ли Варенька. А ее звали в реальности Любовь Евгеньевна Белозерская. Умная, приветливая, веселая женщина - любила конный спорт и давать смешные клички окружающим. Очень хорошая женщина была. И вообще, не было в этой истории плохих людей, все четверо были достойными и уважали друг друга. А это делало разрыв еще болезненней. Елена Сергеевна напишет: \"Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра...\"

Летом Шиловский увез Елену Сергеевну в Ессентуки - то была ее первая разлука с Булгаковым. Он писал ей письма, он сорвал, засушил и отправил ей розу. И послал... свои глаза. Не фотографию. а аккуратно вырезанные из фотокарточки глаза. Но она побоялась, что муж узнает эти глаза и надежно прятала необычный подарок, лишь иногда украдкой позволяя себе взглянуть.
\"...Она открыла нижний ящик... и из-под груды шелковых обрезков достала то единственно ценное, что имела в жизни. В руках у Маргариты оказался старинный альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера...\"

Фотография у нее тоже была - Булгаков изобрел способ преподнести свой портрет возлюбленной, не вызывая подозрений мужа. Он вклеил его рядом с титульным листом в свою изданную в Париже книгу \"Белая гвардия\".

\"Никто не знал о нашей связи, - говорит Мастер, - за это я вам ручаюсь, хотя так никогда и не бывает. Не знал ее муж, не знали знакомые\". Да, такая вот банальная история - прятались, конспирировались, разрывались на части от двусмысленности положения... Елена Сергеевна человеком была самокритичным м признавалась себе, что осторожность ее граничит с трусостью и ненадежностью.

Булгаков уехал на гастроли с театром в Крым, звал ее к себе, место в пансионате присмотрел. Но она побоялась - не поехала, решила, что лучше встречаться в Москве - огромный город укроет надежней.

Но мы с вами, господа, взрослые люди. и прекрасно знаем и про шило в мешке, и про все тайное, что становится явным. Муж узнал. Был скандал. Говорят, что потерявший голову Шиловский забыл про воспитание и благородство, выхватывал из кобуры пистолет и т. д. А что здесь скажешь - его тоже можно понять... Елена Сергеевна поклялась не видеться больше с Булгаковым. \"...Мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду на улицу\".

Полтора года она держала свое обещание. А потом случайно встретилась с ним в этом самом переулке, о котором я писала вначале. И она решилась.
Напоминаю, господа: \"Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену... Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире... Что же нужно было этой женщине?!\" - спрашивает автор романа, нарисовав под вымышленным именем реальную даму. И тут же отвечает то, что мы с вами уже знаем: \"Ей нужен был он, Мастер\". И что этот полунищий и непризнанный, да нет, более того - травимый и опальный писатель мог предложить избалованной жизнью возлюбленной? Ничего... Поэтому, как умел, отговаривал ее от безрассудного шага: \"Со мной будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной\". Может - обыкновенная мужская осторожность и нежелание брать на себя ответственность? Ведь у него было имя известного драматурга, его пьесы ставили в Лондоне и Париже. Может все не так и плохо обстояло?

Увы, плохо. За эти пьесы он не получал ни копейки. Печатание романа \"Белая гвардия\" было прервано, новые драматические сочинения, с восторгом принимаемые друзьями, не доходили до сцены, вечно не хватало денег, не ладилось с квартирой, а уж о критиках и говорить нечего - те пинали его как хотели. Понимала ли это Елена Сергеевна? Еще как понимала! И тем не менее впоследствии она напишет о том, что \"я порвала всю эту налаженную, внешне такую беспечную, счастливую жизнь и ушла к Михаилу Афанасьевичу на бедность, на риск, на неизвестность\". И еще о том, что она ни на секунду потом об этом не пожалела.

В \"М и М\" героиня сама извещает мужа о своем решении: \"Прости меня и как можно скорее забудь. Не ищи меня, это бесполезно\". На самом деле эту тяжкую ношу взвалил на себя Булгаков. Сохранилось часть его письма к Шиловскому: \"Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной по ее вызову, и мы объяснились с нею. Мы любим друг друга так же, как любили раньше. И мы хотим по..\" На этом письмо обрывается, но нетрудно догадаться, что на слове \"пожениться\". Сохранилась и другая записка - адресованная режиссеру Сахновскому, в которой Булгаков просит отпустить его с заседания, потому что \"...я венчаюсь в ЗАГСе. Отпустите меня через 10 минут\".

А Шиловский был действительно благородным человеком. Он понял, что речь идет не об увлечении, не об интрижке и удар вынес достойно. И даже взял на себя труд самому сообщить в Ригу о переменах в семейной жизни родителям ушедшей от него женщины: \"Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович! Когда вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно... Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку - она поступила правильно, что не пожертвовала им\".

Буквально через несколько дней им написала и Елена Сергеевна: \"Вы сами понимаете, мои любимые, что сейчас на душе у меня тревога и боль. Но вместе с тем полтора года разлуки мне доказали ясно, что только с ним жизнь моя получит смысл и окраску\".

Младшего сына она взяла с собой, старший, Евгений, которому уже исполнилось десять, остался с отцом, но постоянно бывал у матери и очень сдружился с Михаилом Афанасьевичем. Младшего - Сергея - Булгаков воспитывал с шести лет. Разумеется, общение с таким человеком, как Булгаков не могло пройти бесследно, это дало мальчику многое: начиная игрой в шахматы и заканчивая выбором профессии - С. Е. Шиловский прослужил всю жизнь в лучших театрах Москвы. Дети росли под разговоры друзей и слушали вместе с ними главы \"Мастера и Маргариты\". Читал их, притом великолепно, сам автор. А рядом тихонько сидела та, которая, собственно вызвала к жизни вдохновенные страницы. Булгаков засвидетельствовал это не только в письмах, не только в признаниях друзьям, но и в самом романе. \"Она сулила славу, она подгоняла его... и говорила, что в этом романе ее жизнь\".

И его, разумеется, тоже... За несколько дней до смерти, когда он, уже совсем ослепший, еле произносящий слова, выговорил: \"Мастер\" - она, перекрестившись, дала клятву, что напечатает роман. Хотя даже самые радужные оптимисты утверждали, что если чудо это произойдет, то не иначе, как через сто лет. Она сдержала эту клятву. Попыток было несколько. Сначала Твардовский должен был напечатать его в \"Новом мире\", но не получилось. Еще два-три издательства отбросили роман. И совершенно случайно удалось пробить его в журнале \"Москва\", тогда мало известном. В 1966 году вышел роман с предисловием Константина Симонова. Правда, было поставлено условие, что по всему роману пройдется цензор, Елена Сергеевна долго советовалась с младшим сыном, а потом сказала: \"Я решила, пусть будет любой ценой\". В октябре 1966 года, когда она сильно болела, принесли гранки романа для сверки. Сын читал ей, а она корректировала - по памяти. Она знала эту книгу наизусть. Елена Сергеевна с сыном просидели несколько дней и ночей над правкой - из романа было вырезано многое, но Булгакова отстаивала каждый сюжет и многое смогла вернуть. Полностью роман был опубликован только спустя 5 лет после ее смерти. Но до этого по Москве ходили журналы
со всеми вклеенными купюрами.

Продолжение следует...

Высказаться-поспорить-добавить свою историю








Фото и обои, которые Вы искали! Rambler's Top100 Rambler's Top100 SpyLOG